Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Цель профилактики — не страх, а желание быть самостоятельным

27.10.2022
9900
0
Распространение наркомании является одной из наиболее острых социальных проблем.

Россия представляет собой на сегодня самый крупный в Европе рынок героина. По официальным данным, в прошлом году в России было зарегистрировано около 500 тыс. наркоманов. Всего же их насчитывается около 6 млн. Большая часть — это подростки и молодые люди в возрасте от 16-ти до 30-ти лет.

В вопросе борьбы с наркоманией существуют два аспекта. Ясно, что ключевую роль в этой борьбе играют силовые ведомства. Однако силовой и правовой аспекты решения проблемы вовсе не являются достаточными. Не менее важной задачей является профилактика наркомании. И здесь речь идёт в первую очередь об антинаркотической пропаганде, которую с переменным успехом ведут все цивилизованные государства. Можно сколько угодно бороться с наркодельцами и мелкими наркодилерами, но дело не сдвинется с мёртвой точки до тех пор, пока наркотические препараты будут привлекательны, то есть вызывать интерес. Именно в этом состоит задача антинаркотической пропаганды: понизить привлекательность наркотиков в глазах молодых людей и избежать пополнения армии наркозависимых. Следует отметить, что возраст приобщения к наркотической продукции в России составляет 15-17 лет. А значит, именно эти молодые люди нуждаются в своевременном осознании сути проблемы.

Многие исследователи отмечают, что антинаркотическая пропаганда в России имеет нулевую, если не отрицательную степень эффективности. Почему? Ответ очевиден. Молодёжь, склонная в силу возраста к иронии, скепсису и даже некоторому показному цинизму, воспринимает кондовые штампы и неуклюжий «креатив» традиционной, «запугивающей» пропаганды не иначе как с юмором. В молодёжной среде бытует большое количество пародий на антинаркотические призывы государственных ведомств. У молодого человека спонтанно складывается ощущение, что все возражения против наркотиков сводятся к невнятному морализаторству в духе знаменитой фразы школьного психолога из сатирического мультсериала South Park: «Наркотики — это плохо, понятненько, да?»

Даже искренне стремясь изобличить социальную язву наркомании, не скупясь на сцены страданий, авторы шокирующих фильмов, рискуют добиться противоположного результата. Тема наркотиков приобретает в глазах зрителя определённую значительность, а там недалеко и до ценности, которая вполне может стать предметом интереса, в т. ч. и практического. Огрубляя, можно свести это к популярной сентенции: «Чёрный пиар — такой же пиар».

Учитывая всё это, следует отказаться от запугивания и увещевания и перейти к честному, ясному и полезному информированию о некоторых неприглядных сторонах жизни наркозависимого гражданина. Любой социальный эксперимент покажет, что эффект такого правдивого, ясного и, главное, познавательно-состоятельного сообщения будет неизменно выше любых попыток манипуляции, почти всегда оказывающихся провальными.

Взрослея, любой человек приходит к осознанию, что в жизни нет ничего привлекательнее чувства собственной самостоятельности, активности и самоуважения. Это чувство приходит, когда человек приобретает вкус к самостоятельному труду и материальному самообеспечению, к самостоятельному построению здоровых отношений с окружающими, к самостоятельному поиску здоровых развлечений. Всё это — реально для любого человека с ясным осознанием ценности всего этого. И именно к осознанию молодёжью ценности самостоятельности нужно стремиться в антинаркотической пропаганде. Нужно стремиться, чтобы молодые люди ясно видели: наркотический дурман — это тоскливый «пыльный картонный макет» настоящей жизни человека. В этом — цель профилактики наркомании.

Автор: Материал подготовил медицинский психолог наркологического кабинета Касимовского ММЦ Жабин А.В. (с использованием интернет-материалов)